Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ № 28 имеется специально оборудованные учебные кабинеты
учителя-логопеда, педагога-психолога.
Образовательная деятельность, в том числе воспитанников с ОВЗ имеющих
ТНР, ЗПР проводится непосредственно в кабинете.
Пространство кабинета и групп организовано таким образом, чтобы было
достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью для детей, в
том числе с ОВЗ и детей инвалидов. Помещения групп оснащены детской и
игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников с
ОВЗ и детей-инвалидов, целесообразно расставленной относительно света и с
учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр,
совместной, самостоятельной деятельности дошкольников.
Созданная с учетом возрастных особенностей детей, в том числе для
воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов, соответствующая современными
требованиями.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах (РППС)
развивает мелкую моторику, формирует игровые навыки у детей и
способствует развитию личности дошкольника.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах постоянно
обновляется. В группах имеется достаточное количество развивающих игр,
много разнообразного дидактического материала в том числе, для
воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.
Дошкольники должны много двигаться, поэтому в помещениях каждой
возрастной группы имеется всё необходимое для развития двигательной
активности детей.
Разнообразное оформление приёмных комнат, групповых, помогает детям с
ОВЗ и инвалидам быстрее адаптироваться в стенах детского сада,
почувствовать его доброжелательную атмосферу, способствует
эстетическому воспитанию детей.
Объекты для проведения практических занятий
Объекты для проведения практических занятий отсутствуют
Библиотека
В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в
методическом кабинете, у воспитателей в групповых помещениях. Методический кабинет
укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской
художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными
областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое
развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В методическом кабинете имеются: компьютер, ноутбуки, принтер, сканер,
фотоаппарат, стеллажи для пособий и методической литературы для воспитателей,
дидактический, раздаточный и справочный материал для проведения образовательной
деятельности, в том числе, с детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ.
В групповых помещениях также имеются: стеллажи для пособий и методической
литературы для воспитателей, дидактический, раздаточный и справочный материал
для проведения образовательной деятельности, в том числе, с детьми-инвалидами и
воспитанниками с ОВЗ.
Специальная коррекционная литература находиться в кабинетах учителя-логопеда,
педагога-психолога, учителя-дефектолога.
Спортивные объекты
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной активности детей,
формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных
возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В детском
саду имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь,
необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное
оборудование –мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь –
мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели,
коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, мягкие блоки и др. Спортивный зал
обеспечен всем необходимым для занятий воспитанников с инвалидностью и ОВЗ.
Для подгрупповой и индивидуальной работы с лицами с ОВЗ (воспитанников c тяжелыми
нарушениями речи, детей с особенностями развития личностной и познавательной сферы)
используется различный инвентарь, в том числе, мягкий. Оборудование и инвентарь
соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики,
СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-
физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На улице нет специальной оборудованной спортивной площадки, но прогулочные участки
адаптированы для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для
детей с ОВЗ и инвалидов.
Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным
оборудованием.
Средства обучения и воспитания
Наша дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для
проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами:
• игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),
• спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты и др.),
• музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещотки,колокольчики
и др.),
• учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
• мультимедийными проекторами (стационарный в музыкальном зале и отдаленной
группе (ул. Шоссейная, 46)), магнитофонами, музыкальным центром и др.
• печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации
образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и
достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, методического
оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной
двигательной активности и музыкальной деятельности детей с ОВЗ и детей –инвалидов.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает
возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников с ОВЗ и
детьми-инвалидами, так и самостоятельной деятельности воспитанников.
ДОУ оснащен современной оргтехникой: имеются в наличии компьютеры, ноутбуки,
принтеры, сканеры, музыкальные центры, ламинатор, фотоаппарат.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется в зависимости от потребности
ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим,
педагогическим и эстетическим требованиям.
В ДОУ функционирует Диспетчерский центр связи для инвалидов по слуху, который
осуществляется с помощью программы SKYPE.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие
подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ отсутствует
специализированное оборудование для инвалидов с нарушением
опорнодвигательного аппарата, слуха, зрения, в связи с отсутствием данного
контингента воспитанников. При необходимости для обеспечения доступа в
здание лиц с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено
сопровождающее лицо. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к
играм и игрушкам. Официальный сайт адаптирован для лиц с нарушением зрения
(слабовидящих). Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех
категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные условия питания
В детском саду организовано четырехразовое
питание (завтрак, второй завтрак, обед,
уплотнённый полдник) соответствующее
санитарно – гигиеническим требованиям. Дети
с ОВЗ и дети - инвалиды питаются совместно
с другими воспитанниками, если врачом не прописана какая - либо диета. В
каждой группе вывешивается меню (в том числе диета) на каждый день,
подписанное заведующим детским садом.
Меню сбалансировано по белкам, жирам, углеводам, выведены калории.
Медицинская сестра ДОУ постоянно взаимодействует с родителя
(законными представителями) воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов,
воспитанников с пищевой аллергией по вопросам коррекции питания.
Ежедневно берутся суточные пробы для контроля качества и выполнения
норм питания.
Родители воспитанников имеют возможность ознакомиться с
цикличным десятидневным меню Соблюдение санитарно – гигиенических
требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» контролируется медицинской сестрой.
Обеспечивается систематический контроль санитарно-гигиенической
безопасности питания воспитанников, в том числе, воспитанников с ОВЗ.
Специальные условия охраны здоровья
В детском саду созданы все условия для охраны здоровья воспитанников
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организацию
оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам, в том числе с
ОВЗ и детям – инвалидам осуществляют органы исполнительной власти в сфере
здравоохранения. В учреждении имеется лицензированный медицинский блок,
который находится на первом этаже здания (процедурный кабинет, изолятор).
Медицинское обслуживание воспитанников организовано квалифицированными
медицинскими работниками городской детской поликлиники.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ с детьми ОВЗ.
Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для
сохранения и укрепления здоровья воспитанников инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Деятельность по сохранению и
укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных
особенностей детей; путём
• оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе
требований СанПиН);
• осуществления профилактических мероприятий;
• контроля за физическим и психическим состоянием детей;
• проведения закаливающих процедур;
• обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду;
• формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
Основная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа педагогов
нашего учреждения с детьми с ОВЗ, решается в комплексе и направлена на
социальную адаптацию, всестороннее развитие ребенка в соответствии с его
возможностями. Для оказания психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ
мы составляем индивидуальную программу развития ребенка, которая
основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе в
коррекционной работе. Каждый педагог в образовательной и свободной
деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно -
развивающие задачи. Как правило, у детей с ОВЗ изменен мышечный тонус,
инструктор по физической культуре особое внимание уделяет упражнениям на
осанку и активное расслабление, и напряжение мышц (в зависимости от
диагноза). Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать
мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребенком упражнений со
стихами стимулирует развитие речи, артикуляции и силы голоса. При
выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода,
однако дети с тяжёлыми нарушениями речи при выполнении даже сравнительно
легких движений нередко задерживают дыхание. Для таких детей дыхательные
упражнения особенно важны, так как наряду с работой над физиологическим
дыханием происходит коррекция речевого дыхания: короткий вдох длительный
выдох. Слабое развитие мелкой моторики, пространственно - временной
ориентировки и зрительно - моторной координации могут стать причиной
моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно
развивать механизмы овладения речью и письмом, создать условия для
накопления ребенком двигательного и практического опыта. Соответственно
возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно -
коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную
релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, логоритмику,
упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти,
мышления).
В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с
индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению
двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям
предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной
активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для
детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование,
организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки.
Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и
соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество
инструктора по физической культуре, воспитателей и медицинского персонала
позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению
здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня
заболеваемости детей и повышение двигательной активности
Доступ к информационным системам
Доступ воспитанникам с ОВЗ и детям-инвалидам к сети Интернет не
предоставляется. Педагоги ДОУ имеют доступ к информационным системам и
информационно – телекоммуникационным сетям ежедневно и используют
полученную информацию при проведении непрерывной образовательной
деятельности, в процессе индивидуальной и коллективной работы.
Электронные образовательные ресурсы
Электронных образовательных
ресурсов, к которым обеспечивается
доступ инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями
здоровья у детского сада нет. Доступ
обучающихся к электронным ресурсам
не предусмотрен.
Специальные технические средства обучения
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования не предусмотрено.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ № 28 отсутствуют